Аннотация. В статье содержится краткое
описание содержания тренинга развития психологической готовности учителя к взаимодействию с психологом. В
качестве формы и метода работы предложен
профессиональный тренинг.
Психологическая
готовность учителя к профессиональному взаимодействию с психологом включает в
себя мотивационную установку на взаимодействие, принятие целей собственно
профессиональной деятельности и деятельности психолога (согласованные
функционально-ролевые ожидания), знания о сущностных характеристиках
взаимодействия и освоенные профессионально деятельностные нормы взаимодействия:
обмен профессиональными целями, рефлексивно содержательный анализ совместной
деятельности, координацию действий,
контроль и совместное планирование.
Развитие
психологической готовности учителя к профессиональному взаимодействию с
психологом подразумевает формирование
мотивационной установки на взаимодействие, представлений о сущностных
характеристиках взаимодействия и освоение профессионально деятельностных основ
взаимодействия.
Наиболее
эффективным средством для формирования профессиональной деятельности, следовательно
и взаимодействия, понимаемого как совместная деятельность, признается метод
психологической помощи, реализуемый через малую группу. Данный метод в
настоящее время представлен многообразием конкретных методических подходов,
опирающихся на различные теоретические ориентации. Среди огромного количества
модификаций конкретных форм тренинга в качестве основной обучающей модели нами
был выбран профессиональный тренинг.
Профессионально
ориентированный тренинг направлен на освоение модели профессиональной
деятельности (Katzell, Guzz,1983, Г.С.Никифоров,
С.И.Макшанов,1993). Усвоение человеком специфических профессиональных знаний,
навыков, умений в ходе профессионального тренинга идет через интериоризацию
особенностей профессиональной среды, объектов и особенностей взаимодействия с
ними профессионала. В результате профессионального тренинга специалист осознает
профессиональную среду, себя в ней и овладевает способами воздействия на нее
для достижения целей профессиональной деятельности (С.И.Макшанов,1993). В
содержательном плане профессиональный тренинг представляет собой
алгоритмизированную совокупность функционального, перцептивного,
интеллектуального тренинга, тренинга специальных умений и т.д., что позволяет в
рамках предлагаемой формы работы
реализовать широкий спектр воздействий на участников тренинга.
В содержание
профессионального тренинга, направленного на оптимизацию развития
психологической готовности учителя к профессиональному взаимодействию с
психологом, включено формирование характеристик основных функциональных блоков
психологической системы деятельности и взаимодействия. Применительно к проблеме развития психологической
готовности учителя к профессиональному взаимодействию с психологом данное
содержание тренинговой работы будет выглядеть следующим образом:
1.Изучение и
коррекция мотивов профессиональной деятельности и взаимодействия. В данном
случае речь идет о формировании структуры профессиональных мотивов и их
осознании. В результате этого процесса устанавливается личностный смысл деятельности
(по А.Н.Леонтьеву) и взаимодействия;
2.
Формирование целей профессиональной деятельности педагогов и взаимодействия с психологом. На этом этапе
происходит согласование функционально-ролевых ожиданий педагога по отношению к
профессиональной деятельности психолога, формирование образа цели совместной
деятельности и ее результата;
3.Формирование
представлений о компонентном составе совместной деятельности. Анализ проблемных
ситуаций, выбор адекватных средств ее решения подводят к необходимости планирования
совместной деятельности и контроля за ее реализацией. Освоение профессионально
деятельностных норм взаимодействия идет в ходе группового планирования и
решения педагогических ситуаций;
4.Усвоение
информационной основы взаимодействия. В качестве информационной основы,
позволяющей планировать совместную деятельность выступает информация о
качественных и количественных характеристиках процесса обучения и развития учащихся;
5.Формирование
блока принятия решений. Основным средством выступает решение педагогических
задач в ходе группового обсуждения. Мотивация на данном этапе проявляется через
процессы принятия решений, через выбор критериев достижения цели. Критерием
сформированности умений принимать решения в совместной деятельности выступает
умение классифицировать информацию как необходимую , так и достаточную для
реализации совместной деятельности;
6.Формирование
подсистем профессионально важных качеств (ПВК) включает в себя формирование
потенциала взаимодействия.
В реальном
процессе тренинговой работы все эти этапы взаимосвязаны.
Результативность
данной формы работы может быть оценена
по 4-м критериям оценки степени
освоения предложенной модели СПТ (Х.Миккин, М.Мейгас,1986):когнитивный
(освоение модели взаимодействия); рефлексивный (осмысление применения и результатов модели взаимодействия);
эмоциональный (положительное отношение к модели взаимодействия); поведенческий (адекватное
применение усвоенной модели взаимодействия в процессе СПТ и в практике
деятельности).
Комментариев нет:
Отправить комментарий